Рейтинг@Mail.ru
Вверх

Барокко в России

Ушедший 2015 год ознаменовался интересным проектом — «Барокко. Картины мира». Провела его многопрофильная Компания «Арт-Центр Плюс». Автор идеи и руководитель проекта — Елена Лащенко, она же Президент Компании и издатель газеты «Музыкальный Клондайк».

В европейской культурной сфере музыка барокко уже давно заняла прочное место. Зазвучала она и в России, сначала только с помощью зарубежных коллег.

Сегодня в столице в этом направлении очень активно действуют Московская филармония, Большой театр России, Московская консерватория. Они приглашают барочные коллективы и отдельных исполнителей. Проводят концертные исполнения барочных опер, фестивали, в Московской консерватории, помимо фестивалей, прошли мастер-классы под руководством зарубежных мастеров. Московская филармония в новом сезоне в рамках абонемента «Вершины мастерства. Барокко» в зале им. Чайковского познакомила москвичей с оперой Иоганна Адольфа Хассе «Сирой», в которой пел знаменитый контратенор Макс Эмануэль Ценчич. В декабре на Новой сцене выступила Английская Национальная опера с «Роделиндой» Генделя. Это была копродукция Большого и Лондонского театров. В спектакле были задействованы лучшие музыканты оркестра Большого театра, великолепно игравшие в спектакле под управлением Кристофера Мулдса. Появились в России и свои исполнители старинной музыки. Среди них замечательная Юлия Лежнева, которая дала в декабре несколько концертов в Москве: на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», посвященном 100-летию со дня рождения великого музыканта, и в Большом зале Московской консерватории.

Ушедший 2015 год ознаменовался интересным проектом — «Барокко. Картины мира». Провела его многопрофильная Компания «Арт-Центр Плюс». Автор идеи и руководитель проекта — Елена Лащенко, она же Президент Компании и издатель газеты «Музыкальный Клондайк». Проект был осуществлен при поддержке Министерства культуры России и Департамента культуры Москвы, который включил его в программу «Открытая сцена». Это дало возможность провести серьезный репетиционный процесс и подготовить три уникальных концерта барочной музыки.

«В самом начале нашей работы по проведению концертов музыки барокко мы поняли, насколько она нужна и важна современному человеку — говорит Елена Лащенко. — Все мы существуем в условиях достаточно агрессивной звуковой среды. Поэтому так важна для нас возможность прикоснуться к поистине божественной гармонии». В проекте также участвовали Всероссийское музыкальное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки и Радио «Орфей», осуществляющее запись концертных программ.

Готовили и представляли проект «Барокко. Картины мира» только московские музыканты и певцы. Это Барочный консорт «Tempo Restauro» — профессиональный коллектив, специализирующийся на историческом исполнительстве. Его создатель и руководитель Мария Максимчук, дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В составе консорта — постоянно выступающие на театральной сцене оперные певцы, чьи вокальные способности и профессиональный интерес позволяют им посвятить себя изучению и исполнению старинной музыки, и ансамбль исполнителей на старинных инструментах. «Обращаясь к партитурам XYI – ХYIII вв., -сказала Мария Максимчук, - мы воссоздаем их звучание, давая возможность публике погрузиться вместе с нами в музыку прошлого. Наш труд направлен на поиск подлинного исторического звучания партитуры. Подобно реставраторам, бережно работающим с материалом, аккуратно сбивающим наслоения позднейшей штукатурки», мы отказываемся от исполнительских традиций эпохи романтизма. Конечная же цель — удивительный мир барокко и ренессанса с определенной исполнительской культурой и философией».

Концерты проходили в течение года в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели», который был открыт в 2001 году в архитектурном ансамбле «Дом Долгоруковых», бывшем Александро-Мариинском институте благородных девиц» в одном из красивейших исторических особняков Москвы, где сохранилось архитектурное пространство XVIII-XIX столетий. Окружающая красивая обстановка идеально гармонировала с прекрасной музыкой. Кроме того, в антрактах зрители могли пройтись по всей галерее и посмотреть работы живописца, скульптора, монументалиста президента Российской Академии художеств Зураба Церетели — живописные полотна, монументальную и станковую скульптуру, графику, эмалевые панно, миниатюры, произведения декоративно-прикладного искусства, дизайнерские работы. В перекрытом стеклянным куполом внутреннем дворике создано уникальное экспозиционное пространство — зал «Яблоко», где проходят музыкальные вечера, конкурсы и фестивали. Плата на все музыкальные мероприятия не велика — входной билет в Галерею искусств.

Картина первая. «Триумф оперы»

«Триумф оперы»

В программу первого концерта вошли виртуозные арии из опер, кантат и духовные мотеты мало исполняемых у нас, а иногда и просто неизвестных композиторов Вивальди, Генделя, Пёрселла, Порпоры, Перголези. В сопровождении Ансамбля в составе Людмилы Фраёновой, Натальи Косаревой (скрипки), Сергея Тищенко (альт), Александра Гулина (виолончель), Антона Изгагина (контрабас), Марии Шабашовой (орган), и Ольги Филипповой (клавесин) под управлением Марии Максимчук, пели в основном солисты Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ольга Луцив-Терновская, Сергей Власов, Наталья Владимирская и сопрано Елена Епихина, находящаяся в «свободном плавании». Что касается Ансамбля, то к нему нет никаких нареканий. Все высокопрофессиональные музыканты, овладевшие барочным стилем на все сто процентов: играли легко, одухотворенно в полном согласии с композиторским творчеством. Музыканты были прекрасными партнерами певцов и великолепно исполнили Увертюру к опере Пёрселла «Дидона и Эней».

К певцам же есть претензии, в первую очередь к Наталье Владимирской и Елене Епихиной. Обеим пока не дается действительно сложный стиль барочной музыки, не хватает мастерства, подводит интонация. Что же касается Сергея Власова, то у него своя история. Начинал он свою певческую карьеру в Музыкальном театре им. Станиславского как тенор Сергей Балашов и успешно пел во многих спектаклях. Потом попробовал себя контратенором, решил, что получается. С некоторых пор стал выступать в двух ипостасях. В театре продолжает петь все теноровые партии как Сергей Балашов, в консорте «Tempo Restauro» выступает как контратенор под именем Сергея Власова. Контратенор у певца своеобразный. Когда пел в первых ариях из опер Генделя «Ксеркс» и Вивальди «Джустино», создалось впечатление, что звучит тенор. Постепенно Сергею Власову все-таки удалось войти в барочную сферу уже в качестве контратенора, оказавшегося ярким и выразительным. Ольга Луцив-Терновская сразу вошла в барочную музыку, и было наслаждением слушать в ее исполнении Мотет Вивальди и арию Дидоны из оперы Персёлла «Дидона и Эней. Получился у нее и дуэт с Сергеем Власовым. Певцы стильно и проникновенно исполнили два фрагмента из духовной кантаты Перголези «Stabat Mater».

Картина вторая. «Миф об Орфее»

«Миф об Орфее»

Устроители второй части проекта сделали своим слушателям настоящий подарок — впервые в России прозвучала опера об Орфее французского композитора Марка-Антуана Шарпантье. Его «Миф об Орфее» интересен прежде всего тем, что в нем впервые во французской музыке нашел свое воплощение сюжет об античном певце, спустившемся в подземелье, чтобы вернуть из царства мертвых любимую супругу Эвридику. Кроме того, Шарпантье написал свою оперу еще до Гайдна и всего только на год позже, чем это сделал Глюк. Этот опус композитора абсолютно не известен в России, о нем даже не упоминается в Музыкальной энциклопедии.

Опера Шарпантье - небольшая, камерная, которой предшествовала маленькая кантата на этот же сюжет. В первом акте рассказывается о свадьбе Орфея и Эвридики, во время которой молодая супруга умирает от укуса змеи. В отчаянии певец отправляется за ней. Второй акт. Царство мертвых, где страдают грешники, мелькают тени и фурии. Все рады приходу Орфея, ибо только его игра и пение смягчают их страдания. Появившегося стража Плутона сначала не трогают мольбы Орфея. Но постепенно очарованный искусством певца и под давлением Прозерпины Плутон уступает, и разрешает Орфею покинуть царство теней вместе с супругой. Они удаляются, а духи, тени и фурии с тоской вспоминают чудный голос Орфея. На этом Шарпантье заканчивает свой «Миф об Орфее».

«Миф об Орфее»

Оперу Шарпантье исполнили Барочный ансамбль п\у Марии Максимчук и певцы: Томас Баум — Орфей, Елена Епихина — Эвридика, Ольга Луцив-Терновская — Дафна, Прозерпина, Антон Зараев — Плутон, Сергей Власов — Иксион и др. Хор составили свободные солисты и артисты Хорового ансамбля п\у В. Красова Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова. Как и следовало ожидать, прекрасно играл Ансамбль, а из солистов следует выделить солистов Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко тенора Т. Баума, баритона Антона Зараева и сопрано Ольгу Луцив –Терновскую. Кстати, автор оперы обладал прекрасным контратенором и с успехом пел партию Иксиона. Эту же партию в московской версии спел Сергей Власов.

«Миф об Орфее»

Нельзя сказать, что опера Шарпантье — это что-то выдающееся. Но все равно с ней было очень интересно познакомиться, тем более что в опере были любопытные захватывающие фрагменты, прежде всего связанные с образами Орфея и Плутона.

Прозвучал в этот вечер и танцевальный фрагмент из мелодрамы Евстигнея Фомина «Орфей и Эвридика». Нотный материал был предоставлен Всероссийским музейным объединением музыкальной культур им. М. И. Глинки

Картина третья. «В сиянии храма»

«В сиянии храма»

Третий завершающий концерт проекта посвятили русской и европейской духовной музыке. Прошел он не в зале «Яблоко», а в домовой церкви особняка, что придало музыке особое звучание, ее было радостно слушать, что особенно ощущалось в первом отделении, где выступил замечательный Хоровой ансамбль п\у Владимира Красова. Он представил необыкновенной красоты старинную православную музыку. Сначала русскую — знаменный распев «Приидите поклонимся…»и «Милость мира» (строчное). Потом греческую — распев XV века и православный гимн Пресвятой Богородице Нектария Эгинского. Затем закономерным был переход к сочинениям Максима Березовского «Блажени яже избрал» (из десяти причастных стихов) и Дмитрия Бортнянского. Его Концерт для хора «Да воскреснет Бог» стал яркой кульминацией первого отделения.. Артисты пели так тонко, пластично и одухотворенно, что создалось впечатление— будто все слушатели побывали в храме и прикоснулись к божественным гармониям.

Второе отделение было отдано европейской духовной музыке, которую исполнил Ансамбль в составе Людмилы Фраёновой и Полины Бабенковой (барочные скрипки), Александра Гулина (виола да гамба) и Ольги Филипповой (клавесин), дирижер Мария Максимчук и знакомые всем певцы. Начал Сергей Власов с мотета Дж. Санчеса «Плач Мадонны». Как обычно, позвучав немного тенором, плавно вошел в область контратенора. В этом вдруг почувствовались свое очарование и притягательная сила. Состоялась российская премьера двух дуэтов Н. Порпоры 1754г.: «Rigate lacrimis» и «In hoc vexillo Crucis», которые красиво спели Ольга Луцив-Терновская и Наталья Владимирская, Елена Епихина и Ольга Луцив-Терновская. Украсили программу и два духовных мотета Вивальди. Последний концерт оказался самым радостным и светлым. Может быть потому, что прошел в Домовой церкви?

В целом проект Компании «Арт-Центр Плюс» и Елены Лащенко «Барокко. Картины мира» оставил очень приятное впечатление. Многие слушатели открыли для себя неведомый им пласт русской и европейской музыкальной культуры и получили массу положительных эмоций. Как, очевидно, и все музыканты и певцы, судя по тому, с каким увлечением и удовольствием исполняли они музыку барокко и ренессанса. Остается только всем пожелать, чтобы эта деятельность продолжалась.

Елизавета ДЮКИНА«Новости музыки NEWSmuz.com» 

Фото - Анна ЛАЩЕНКО (кроме "Мифа об Орфее" - Ирина ШЫМЧАК)