Рейтинг@Mail.ru
Вверх
с
по
 

Святослав Рихтер. Портреты в интерьере

7 декабря в Мемориальной квартире Святослава Рихтера открылась камерная выставка «Святослав Рихтер. Портреты в интерьере». Выставка завершает цикл юбилейных мероприятий, подготовленных Отделом музыкальной культуры ГМИИ им.А.С.Пушкина к 100-летию великого пианиста.

.

Попадая сюда, на 16-ый этаж обычного жилого дома на Большой Бронной, в квартиру 58, словно окунаешься с головой в параллельную вселенную, в которой время застыло. Вселенная Рихтера, его Квартира. Из лифта - две двери, направо и налево – когда-то из двух типовых квартир сделали одну, для великого музыканта. Портреты Рихтера везде. В прихожей встречает романтический Рихтер Анны Трояновской, дальше – скульптурно-трагический Василия Шухаева, а, как только делаешь шаг в просторную гостиную, замираешь от восторга и удивления: прямо на тебя щемяще-пронзительно смотрит Рихтер-клоун, с шестипальцевой кистью правой руки и грустной улыбкой…Это – раритет. То, что удалось раздобыть энтузиазмом неутомимой Юлии Де-Клерк – портрет Рихтера 1963 года работы Яна Левинштейна. Сын художника дал столичной публике такую возможность – полюбоваться на редкий портрет, абсолютно неожиданный и смелый, но при этом отражающий неуловимую суть гения.

Выставку открыли директор ГМИИ им.А.С.Пушкина Марина Лошак и начальник отдела музыкальной культуры музея Юлия Де-Клерк. На церемонии открытия присутствовал также Борис Мессерер, работы которого представлены в отдельном кабинете квартиры, и племянница известного художника Александра Лабаса – Ольга Лабас, передавшая в дар музею рисунки художника, связанные с Рихтером.

«Святослав Рихтер. Портреты в интерьере» - выставка особенная. Об этом говорила также и Марина Лошак. «Это особое пространство, его Квартира. Неважно, что она называется филиалом ГМИИ им.Пушкина, и является частью государственного музея, - обратилась к собравшимся Марина Лошак. – Невероятная привлекательность этого места, его сакральное значение заключаются в том, что это по-прежнему квартира великого музыканта, и дух дома остался неизменным, что бы в нем не происходило. Неизменность среды – это главная особенность этого места, и камерный характер его заложен в самом понимании «квартира». Большое счастье, что мы здесь сегодня собрались. Мне очень приятно, что в последнее время обживание этого пространства происходит более активно. Любой дом нуждается в живых людях, в живых зрителях. Должно быть живое дыхание обязательно каждый день, тех, кто приходят сюда, чтобы просто иногда побыть, или послушать музыку, или находиться в компании людей, близких им по духу».

Огромное достоинство выставки – все очень близко, очень камерно, очень по-домашнему. «Домашняя, как мы и хотели сделать ее в квартире Рихтера, что было абсолютно правильно, - подтвердила Юлия Де-Клерк. – Весь год, который шел под знаком Рихтера, мы устраивали здесь концерты, и заканчиваем его выставкой «Портреты в интерьере». Эти работы показывают совершенно разного Рихтера: каким он виделся своим современникам. Вы увидите и работу Фалька, известный портрет, с романтическим Рихтером в расстегнутой рубашке, начинающим свой творческий путь. И знаменитый портрет Анны Трояновской, где Рихтер – молодой лев, который буквально вгрызается в рояль (это был действительно период Sturm und Drang, по-другому не скажешь)».

Также Юлия Де-Клерк рассказала о других работах, представленных в Мемориальной квартире. Это и монументальный, скульптурный портрет гениального пианиста работы Василия Шухаева, художника, с которым Рихтер был связан по жизни, знал его еще с 40-ых годов (они познакомились в Тбилиси), написанный в 1963 году. И – как бы в противовес ему – Рихтер другой, с обнаженной душой, словно выглядывающей из его грустно-удивленных глаз. Та самая работа Яна Левинштейна, тоже портрет 1963 года.

И чудесные эскизы Александра Лабаса, который собирался делать портрет Рихтера, но не успел, а эскизы остались. «Мне очень приятно, что эти рисунки нашли свое место, - отметила Ольга Лабас, племянница художника. – В Музее много фантастических рисунков Лабаса, блистательная графика, но эти работы нам дороги прежде всего тем, что у них теперь есть свой дом, свое место. И можно время от времени с ними работать, показывать в разных контекстах. Большое спасибо!»

Знаменитые «Декабрьские вечера» также представлены на выставке. «Для замечательных макетов Бориса Асафовича Мессерера к трем постановкам Рихтера мы выделили отдельное помещение, - рассказала Юлия Де-Клерк. – Это тоже связь с «Декабрьскими вечерами», воспоминание о самом начале фестиваля, 80-е годы. Там же и акварели художника с видами Тарусы, которую Рихтер очень любил и где у него была дача». Совершенно изумительные акварели, от которых не хочется уходить…

И еще на выставке есть чудесный портрет Рихтера работы Артема Тамбиева, «Шопеновский вечер», и рисунок Владимира Ильющенко, которого все знают, как блистательного колориста, а рисунок – черно-белый…Разный Рихтер глазами разных художников. Каждый из них по-своему стремился передать всю гамму чувств, возникающих от соприкосновения с талантом великого пианиста, и у каждого – свой Рихтер.

В роли последнего штриха и завершающего акцента мероприятия выступила прокофьевская музыка. «Открывая выставку Рихтера, мы не можем пройти мимо музыки, потому что Рихтер прежде всего блистательный и великий пианист, - заметила Юлия Де-Клерк. – В этом году у нас выступало много музыкантов, которые были прямо или косвенно связаны со Святославом Теофиловичем. Были Людмила Берлинская и Елизавета Леонская, которые непосредственно принадлежат к кругу Рихтера. А были и молодые музыканты, «от колена» Генриха Густавовича Нейгауза.

Сегодня у нас в гостях замечательный пианист, лауреат международных конкурсов Алексей Кудряшов, внук Льва Наумова. Лев Наумов – друг и коллега Рихтера, его сокурсник, ученик Генриха Нейгауза, и Алеша продолжает его традицию. Произведение, которое он сегодня исполнит, -  финал Шестой сонаты Прокофьева. Рихтер играл его сразу после автора. Когда Прокофьев впервые услышал Святослава Рихтера, он пришел к нему и поблагодарил за исполнение, а потом сказал: «Вы блистательно сыграли мою сонату, а не хотите ли реабилитировать мой Пятый фортепианный концерт, который никто не играет? Может, Вы его сыграете, а после Вас его будут играть другие?» И так это и произошло».

Алексей достойно представил школу Льва Николаевича, блестяще и смело исполнив сложнейший прокофьевский опус под удивленно-вопрошающим взглядом Рихтера. У меня сложилось впечатление, что сам Святослав Теофилович взирал на свой рояль и молодого пианиста с картины Левинштейна, висящей как раз над роялем...Впрочем, это неудивительно - в этой квартире все пропитано энергией гения, и, кажется, даже стены ее излучают.

Остается только добавить, что выставка в квартире Рихтера будет открыта до середины февраля 2016 года. Ну, а Мемориальная квартира рада гостям всегда.

Ирина Шымчак

Фото автора