Рейтинг@Mail.ru
Вверх

Всероссийский юношеский оркестр завершил турне в Сочи

Грандиозным концертом на площади у олимпийского фонтана в Олимпийском парке Сочи Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета завершил свой гастрольный тур

Всего за четыре дня – с 14 по 17 июня – юные музыканты успели выступить в Москве (14 июня), Тюмени (15 июня) и Сочи (17 июня).

О своем детище, молодежном симфоническом оркестре, созданном в 2012 году, прославленный альтист и дирижер отзывается с огромной любовью. «Выступление в Сочи имеет большой смысл, ведь именно здесь родился молодой коллектив и в период Олимпийских игр впервые выступил на сцене, - рассказал перед началом финального концерта в Сочи Юрий Башмет. – Это наша лучшая молодежь со всей страны.

Музыканты подбирались конкурсным путем, среди них победители в своих городах (из 41 города, расположенных и в Сибири, и Урале, и на юге нашей страны). Это уже шестая сессия, мы гастролировали в городах России, выступали в серьезных залах Европы, например, в знаменитом зале Караяна (его называют «Караян-сарай», а на самом деле это в Берлинской филармонии), и в Брюсселе, и в Женеве, но больше играем у нас дома, на родине. Не хочу обидеть моих спортсменов-друзей, но футбол никогда не был лицом России, а симфоническая музыка – всегда. И не только симфоническая музыка, но и солисты – Рихтер, Гилельс, Ойстрах, Коган, Ростропович, Спиваков, Третьяков, Вирсаладзе – это все у нас было, и есть, и продолжает развиваться».

Безусловно, свою лепту в это развитие вносит и сам Юрий Абрамович, успешно воплотив уникальную идею молодежного оркестра. Во-первых, юные музыканты благодаря участию в этом проекте уже с детства познают мир сцены и приобщаются к коллективному творчеству – а это немаловажно для будущей самореализации в карьере музыканта. Во-вторых, непосредственное, живое общение с мастерами сцены невероятно расширяет не только диапазон профессиональных навыков, но и мировоззрение юных музыкантов и дает мощный импульс к творческому развитию. Не говоря уже про бесценный опыт, воодушевление и вдохновение, получаемые при таком общении в избытке.

В состав оркестра в настоящее время входит 85 человек. Возраст музыкантов – от 9 до 22 лет. Среди них – учащиеся и студенты школ искусств, музыкальных колледжей, консерваторий из самых разных регионов. Если внимательно изучить географию происхождения участников, заметно, что в регионах сформировалась крепкая школа – это и Казань, и Ростов-на-Дону, и Екатеринбург, и Новосибирск, и Самара, и многие другие. Впрочем, состав оркестра не является постоянным, он ежегодно обновляется.

«Это грустно, конечно, что у нас есть ротация – за три года некоторые ребята вынуждены были покинуть наш коллектив, но мы приглашаем их участвовать в специальных мероприятиях в качестве солистов, - объясняет художественный руководитель и главный дирижер оркестра. – Нам нужно освобождать места для 9-летних. Это самый интересный возраст в жизни, когда все впервые, и того, что впервые – много.  Главная задача для них – приобрести профессию «жить», проживать в обществе, не теряя собственное «Я». Быть вежливыми. Это все, безусловно, атрибуты ансамблевого исполнительства. Если кто-то играет ноту, он должен понимать, что его сосед играет более важную ноту, но, если он не сыграет достойно эту второстепенную ноту, то и первая не прозвучит. Значимость в отношениях, как в жизни – не перебивать, когда кто-то говорит, а наоборот, поддержать, оказаться в той же тональности, а иногда в унисон. Сложнее и то, и другое. Уметь слышать впереди, слева, справа, по диагонали, справа, да еще в глаза смотреть и на руку дирижера – это все дисциплинирует и повышает мастерство, ансамблевое, исполнительское. Но это поможет и в сольной карьере. Если солист будет спешить, не обращая внимания на то, какую роль выполняет оркестр, то он убежит от оркестра. Разойдется и все плохо кончится. Это очень ответственный период в жизни, и не только профессиональной. Они ведь потом гуляют вместе, общаются, переписываются, дружат. И вновь мы встречаемся…».

Встречаются ребята из молодежного оркестра для репетиций на специальных сессиях, которые можно сравнить, наверно, со сборами у спортсменов. За три года таких встреч-сессий было уже шесть. Юные музыканты репетируют целыми днями, так интенсивно, что и некоторым взрослым это было бы не под силу. Тем не менее, собираются с огромным удовольствием, понимая, что им выпал прекрасный шанс заявить о себе – выступления молодежного башметовского коллектива – как кастинг, на котором руководители взрослых оркестров присматривают музыкантов. Да и произведения в исполняемых программах, составленных художественным руководителем оркестра, маэстро Башметом, входят в репертуар любого оркестра. В этом году в программу концерта вошло две симфонии – «Гарольд в Италии», берлиозовская симфония для оркестра с солирующим альтом, и Шестая симфония Петра Ильича Чайковского, «Патетическая».

«Гарольд в Италии» - одно из крупнейших сочинений для альта в мировой музыкальной литературе. Симфония-концерт была создана в 1834 году, в те времена альтовых концертов, в общем-то, и не существовало, так что Берлиоз выступил здесь как новатор. Произведение (после исполнения которого сам Паганини опустился на колени перед автором) повествует о странствиях героя по Италии. В «Мемуарах» Берлиоз подчеркнул, что «хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайльд-Гарольда, помещая его среди поэтических воспоминаний, оставшихся от... скитаний в Абруццах». Связь с Италией ощущалась и во время концерта: «Гарольдом» дирижировал итальянец Клаудио Ванделли, придавший исполнению волнующий оттенок итальянского романтизма. Солировал Юрий Башмет.

Звук, извлекаемый маэстро, легко парил над людной площадью (благодаря формату open air публика демократично рассаживалась даже на асфальте, заполнив все свободное пространство), оркестр следовал за Ванделли и Башметом точно и уверенно.

Ребята, вдохновленные и чудесной музыкой, и мастерами-наставниками, представили весьма зрелое исполнение. Впрочем, Клаудио Ванделли, частый гость российских концертных площадок, уже не в первый раз выступает с юными музыкантами: в 2013 году маэстро принимал участие в первом гастрольном турне Всероссийского юношеского оркестра по городам России, а в 2014 году выступал с ребятами уже в зарубежном турне. Молодые оркестранты прекрасно взаимодействуют с итальянским маэстро, послушно следуют каждому жесту, воплощая его дирижерское видение. Что, собственно, и свидетельствует о высоком профессиональном уровне ребят, особенно в части ансамблевого исполнительства.

Во второй части концерта молодежный оркестр представил Шестую симфонию Чайковского (кстати, год назад ребята исполняли Пятую). За пульт встал уже сам Юрий Абрамович. Шестая – для него особенная - когда-то благодаря ей, как вспоминает маэстро, он и полюбил музыку русского гения. Произведение сложнейшее, грандиозное, с трагическим надрывом и красивейшим музыкальным рисунком. Считается, что эта музыка пронизана таким глубочайшим смыслом, что ее невозможно понять в юности…Это знание о жизни и смерти, откуда оно у юных артистов? Ведь именно постижение этой тайны и делает исполнение полноценным.

Тем не менее, молодежный оркестр старался передать всю глубину, мощь и трагизм Шестой симфонии вполне гармонично, эмоционально и трепетно. Возможно, в этой эмоциональности и кроется секрет успешного исполнения – ребята были настолько воодушевлены, что своим искренним энтузиазмом и увлеченностью перекрыли все огрехи подзвучки (понятно, что для такой огромной площади на открытом пространстве это было необходимо) и отсутствие, в силу возраста, жизненного опыта. Звучал полноценный оркестр, и слушался он с удовольствием. Впечатлила группа альтов – все, как на подбор, с прекрасным глубоким тембром (безусловно, магия личности величайшего альтиста к этому имела отношение). Вообще, хороши были все группы – и скрипки (особенно первая скрипка Анастасия Тимошенко из Воронежа, ныне студентка Ипполитовки), и виолончели, и контрабасы, и духовые, и ударные.

Публика была в восторге, что, впрочем, неудивительно, ведь среди зрителей большую часть составляли ровесники тех, кто находился на сцене. Замечательно, что молодая аудитория таким образом приобщается к искусству. Впрочем, это также является одной из миссий Юрия Башмета – воспитывать следующее поколение.

А что будет дальше с оркестром? «Думаем о большом европейском туре, - улыбается Юрий Абрамович. – Конечно, это требует усилий и помощи. Уверен, мы будем жить, потому что это не одноразовый продукт: мы уже доказали, что жизнеспособны. Дальше у нас большие планы. Будем демонстрировать будущее нашей страны».

Ирина Шымчак

Фото автора

Сочи-Москва