Рейтинг@Mail.ru
Вверх

Волшебная сила старинной музыки

Волшебная сила старинной музыки

В ЧЕТВЁРТЫЙ РАЗ МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ-УСАДЬБА «ОСТАНКИНО» ПРИНИМАЛ У СЕБЯ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС «ДЕТИ ИГРАЮТ СТАРИННУЮ МУЗЫКУ».

 Казалось бы, зачем ещё один детский конкурс? Как влияет соприкосновение с классической музыкой на духовное развитие и здоровье ребёнка? И главное, каково будущее наших детей? Ответы на эти животрепещущие вопросы вместе пытаются найти организаторы конкурса: многопрофильная компания «Арт-Центр Плюс», музей «Останкино» и благотворительный фонд «Орнамент». Кроме детей, конкурс собирает под своим крылом специалистов самых разных направлений – музыкантов, педагогов, историков, музейщиков, музыкальных психологов, врачей. Но главное действующее лицо, конечно, дети. В этом году в конкурсе приняли участие около 150 юных музыкантов из разных регионов России и ближнего зарубежья: Воронежа, Владивостока, Минска, Москвы, Нижнего Новгорода, Одессы, Санкт-Петербурга, Ярославля. Самой младшей участнице, москвичке Даше Шереметьевой, всего 6 лет, а самым старшим – 17. В конкурсе также принимали участие дети с ограниченными возможностями и воспитанницы Свято-Димитриевского детского дома для девочек.

Волшебная сила старинной музыки«Мы хотели возродить музыку, которая ранее звучала в стенах Останкинского театра. Старинная музыка с её гармонией и стройностью, как чистый ручей, очищает внутреннее пространство ребёнка, создаёт поле музыкальной гармонии, она доступна и даёт потенциал для дальнейшей жизни, – уверена Елена Лащенко, генеральный директор компании «Арт-Центр Плюс» и Информационного агентства «Музыкальный Клондайк». – Старинная музыка не только обогащает человека, но и влияет на его здоровье, и психическое, и физическое. Современный мир сложен и неоднозначен, и как же трудно в этом океане стрессов и информации сберечь душу ребёнка!» Как понимать и чувствовать музыку, что значит музыкальное воспитание одарённых детей, на что нужно обращать внимание при подготовке юного музыканта к участию в конкурсах – об этом и многом другом говорилось на семинаре «Психология восхождения к вершинам музыкального мастерства», который был организован для ребят и их родителей Международным благотворительным фондом «Орнамент» (президент – Галина Суровегина) совместно с Ассоциацией музыкальных психологов и психотерапевтов (АМПП).

«Прикоснуться к истории, показать ребёнку, как выглядело раньше театральное действо в этом прекрасном дворце – это было самое главное наше стремление, – говорит Галина Юрьевна Дубровина, мама лауреата конкурса Даниила Ханкевича (кларнет), занявшего 1-е место. – В музыкальной школе ребёнок может долго и упорно учить то или иное произведение, но когда мы пришли в Останкинский дворец – все пазлы встали на свои места, сын сразу почувствовал колорит эпохи, и менуэт зазвучал как надо! Как будто дамы в красивых платьях идут навстречу кавалерам, и каждая нота кланяется… Теоретически научить этому невозможно – это можно только прочувствовать. Поэтому мы искренне благодарны организаторам конкурса и его радушным хозяевам, работникам музея, за то, что конкурс был устроен именно специальности «старинная музыка». К этой музыке дети должны прикасаться именно в таких местах, как Останкинский дворец». Даниилу Ханкевичу 13 лет, он обучается в обычной музыкальной школе Минска. Принимал участие в 13 международных конкурсах, на девяти из них получил звание лауреата. Слушая Даниила, никогда не подумаешь, что этот талантливый кларнетист имеет удостоверение инвалида… «Мы не предъявляем это удостоверение ни до начала конкурса, ни во время него, так как ребёнок должен либо выходить играть, либо не играть вовсе, – объясняет Галина Юрьевна, – но именно музыка благоприятно повлияла на эмоциональное возрождение Даниила. Когда в два с половиной года у сына сложилась неприятная ситуация со здоровьем, он мог либо навсегда остаться за барьером нормальной жизни, либо стать полноценным человеком». Даниил стал настоящим открытием конкурса, восхитив жюри глубоким, точным, проникновенным исполнением редких произведений: Сонаты для кларнета и фортепиано Иоганна Баптиста Ванхаля и Рондо из Концерта B-dur Франца Антона Диммлера. В репертуаре юных артистов чаще всего звучали Бах, Корелли, Вивальди, Перголези, Боккерини, Гайдн, Моцарт… Выбор произведений – огромный, но по условиям конкурса, все произведения должны быть написаны до 1825 года. Это не случайно, ведь конкурс был задуман как продолжение лучших музыкальных и культурных традиций XVI-ХVIII вв., заложенных семьёй графа Николая Петровича Шереметева в отношении детского музыкального и театрального образования. И где, как не в Шереметевском дворце, звучать музыке, созданной именно в тот исторический период. Барочную и добарочную музыку создавали преимущественно те, кто своё творчество понимали как служение Богу. «Эта музыка шла из пространства храма, из литургии – уверена Е. Лащенко. – Здесь всё тонко переплетается – музыка, духовность, психика. Мы хотим показать людям, что посредством искусства можно влиять на жизнь ребёнка в лучшую сторону, особенно когда родители находятся в сложных обстоятельствах. Мы всегда стремились поддерживать подобные программы и для родителей, и для детей-инвалидов, и для педагогов».

В жюри конкурса вошли замечательные педагоги, профессионалы высокого уровня: Андрей Спиридонов, зав. кафедрой исторического исполнительства МГК им. Чайковского; Маргарита Спиридонова, з. а. России, профессор ГМПИ им. Ипполитова-Иванова; Илья Пирогов, художественный руководитель ансамбля «Академия флейты», солист оркестра «Новая Россия» под управлением Ю. Башмета; Валентин Петрушин, пианист, доктор педагогических наук, профессор психологии, Президент АМПП; Ольга Сосновская, з. а. России, солистка Театра оперы и балета Республики Коми; Сергей Зайцев, з. а. России, солист Московского мужского камерного хора, режиссёр, педагог; Мария Максимчук, дирижёр Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, преподаватель МГК им. Чайковского; Ирина Зайцева, певица и педагог; Мария Баранкина, пианистка и музыкальный продюсер, генеральный директор Гильдии пианистов-концертмейстеров России; Ольга Бер, пианистка, преподаватель концертмейстерского мастерства МГК им. Чайковского, исполнительный директор Гильдии пианистов-концертмейстеров. «Идея конкурса грандиозная, – утверждает Мария Максимчук. – Я считаю, что именно в юном возрасте надо начинать заниматься старинной музыкой, а не делать эти занятия дополнением к основной программе. В рамках конкурса мы имеем возможность расширить музыкальные горизонты подрастающего поколения, познакомить их с особенностями исполнения барочной и средневековой музыки».

«Наша совместная задача – научить детей подлинности переживания и исполнения. Я уверен, что тот, кто три минуты простоял со скрипкой в руках на этих подмостках, запомнит это навсегда. И это займёт должное место в сознании ребёнка, – считает Геннадий Викторович Вдовин, директор Музея-усадьбы «Останкино». – Музыка до Бетховена учит музыкальному послушанию, дисциплинирует, в ней нет искушения экстравагантного самовыражения. Она – о другом, об основах мироздания и человека. На наших глазах дети перестают гримасничать, смеяться, пересекая некую условную границу в Прекрасное. Спины у них выпрямляются, пластика становится другой, более благородной. Само пространство дворца диктует иную манеру поведения, как, впрочем, и манеру исполнения. Конечно, воссоздать историю невозможно, но нужно стремиться к этому».

«Останкино» – первый из многих российских музеев, который обратился к жанру музейного аутентичного музицирования, открыв свои залы для концертов, конкурсов и фестивалей. «С «Останкино» мы сотрудничаем более 7 лет. Сначала это были оперные постановки с участием студентов Московской консерватории, – продолжает Е. Лащенко. – Но поскольку наша основная специализация – детские конкурсы, то очень хотелось создать что-нибудь в этом направлении: мы всё время возвращались к вопросу, а почему бы именно на этой площадке не представить творчество детей, чтобы они погрузились в атмосферу старины? Вкладывая сегодня душу в этот проект, мы вкладываем её в следующие поколения, в наше будущее».

Отзвучала прекрасная барочная музыка в старинных залах, но подготовка к следующему конкурсу уже началась. Сразу после конкурса возникла идея благотворительного проекта: приглашать детей-лауреатов и участников конкурса на концерты абонемента Московской консерватории, в котором будет звучать музыка этого направления. Также планируется серия мастер-классов, организованных «Арт-Центр Плюс» совместно с членами жюри под условным названием «Готовимся к конкурсу».

Волшебная сила старинной музыкиИсточник: "Музыкальный журнал" август  2013 год.

Ирина Шымчак

Фотографии Ирина Шымчак, Анна Лащенко

В 2014 году конкурс «Дети играют старинную музыку» будет проводиться по новому регламенту, в два этапа:

Отборочный тур с 1 февраля по 31 марта 2014 года (отбор по видеозаписям).

Финал  – с 18 по 24 июня 2014 года.

Подробнее узнать о конкурсе и подать заявку на участие Вы можете на сайте www.art-center.ru

 

Волшебная сила старинной музыки

 

← Все статьи