Фридрих Липс: Надо всегда ставить перед собой крупные задачи!
С 13 по 20 декабря в Москве прошли XXVII Международный фестиваль «Баян и баянисты» и VI Международный конкурс баянистов и аккордеонистов. Основатель этих двух мероприятий выдающийся музыкант современности, народный артист РФ Фридрих Робертович Липс рассказал об итогах конкурса и фестиваля.
Фридрих Робертович, в этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок…
– Наши инструменты – баян и аккордеон – всегда были любимы в народе. Так случилось, но в последнее время, нас совершенно «задвигает» поп-культура. В стране абсолютно разрушена гастрольная система; пианисты и скрипачи ещё выступают, а вот баянисты – оказались в стороне… Жанр сольного концерта стал вытесняться, об этом мне часто даже говорят директора филармоний. И в этом плане особенно пострадали наши инструменты. Именно по этой причине, мы начинаем терять учащихся в средних и высших учебных заведениях. Ведь родители сейчас анализируют, в какую профессию идёт их ребенок. Ситуация сложная, но тем не менее, по сравнению с предыдущими годами заявок поступило больше.
Расскажите о победителе. Что определяет характер современного баяниста?
– Уже с первого тура этого конкурса лидером стал Айдар Салахов. Он студент IV курса Академии имени Гнесиных, занимается в моём классе. Думаю, что именно у Айдара есть такая особенная харизма и те качества, которые должны быть присущи современному музыканту. Он прекрасно ориентируется и в классическом репертуаре, хорошо играет современную музыку, к тому же, у него есть свое трио, – очень разносторонний музыкант…
Почему делили премии?
– Мы не стали давать дипломы, т.к. все, кто прошли на III тур, оказались яркими самобытными исполнителями. Вторую премию поделили китаянка Тиан Янан и Петр Бабин (Россия). Выпускница Пекинской консерватории Тиан Янан уже брала в 2010 г. I премию в эстрадной категории; в этом году она прекрасно проявила себя и в академическом исполнительстве. Петр Бабин учится в магистратуре Академии Гнесиных и уже является участником концертирующего Зауральского трио. III премия – сразу у трех музыкантов: это выпускник нашей Академии Самгар (Россия), Ида Ловли Хидл (Норвегия) и Адам Максименко (Польша).
Критерии судейства. Что важно при исполнении концерта для баяна с оркестром?
– Когда музыкант играет ярко и убедительно, какие тут могут быть особенности, будь то баян или рояль?.. Если конкурсант прекрасно проявил себя в разных жанрах, и в сольной программе, и в выступлении с оркестром… Что тут говорить!
Какие выступления ожидают победителей?
– Этот вопрос я бы задал директорам филармоний. Очень жаль, что в жюри нашего конкурса нет менеджеров, которые могли бы отобрать и «прокатить» талантливых ребят… Мы обязательно пригласим их на наш очень популярный «Всероссийский день баяна, аккордеона и гармоники», который состоится 21 марта, а также на будущий фестиваль «Баян и баянисты».
В 1969 вы стали победителем Международного конкурса баянистов в Клингентале…
– Этот конкурс ведет свою традицию с 1948 года. Представляете? В 45-м война окончилась, а в 48-м родился конкурс баянистов и аккордеонистов!.. В 1964 году конкурс стал международным. В 69-м я получил I премию, и с того момента много раз участвовал в нём в качестве члена жюри. Всегда с ностальгией вспоминаю это местечко, очень уютное, ведь немцы так бережно сохраняют эту традицию! Несмотря на все сложности, они сумели сохранить ежегодный конкурс, один из самых престижных в мире, который проходит в три тура, как и у нас. Но мы можем проводить свой конкурс только раз в пять лет…
Ваша фамилия есть в генеалогическом древе Баха…
– Да, это так. Мне было бы очень интересно заняться моими корнями… Как-то на концерте в Германии ко мне подошел человек и представился: «Манфред Липс». А в Эльзасе послушать мое выступление пришли Липсы-кондитеры и принесли три огромных пряника с моим именем. В словаре Гроува в генеалогическом древе ветвь Баха идёт от Файтов и Липсов. Где-то в XVIII веке она обрывается, может, потому что они отправились в Россию? А, может, это другая ветвь…
Кто сейчас лидирует в баянном исполнительстве, какая школа?
– Во все времена пальму первенства держали наши музыканты, до сих пор представители России занимают первые места на международных конкурсах. За последнее время появилось много разных баянных школ: например, китайская (ее появление связано с учебой китайских студентов у нас, в России, а также в Европе)… Нельзя сказать, что есть какой-то национальный признак школы, всё достаточно нивелировано: и репертуар примерно один и тот же, и манера игры. По-прежнему нам удается держать пальму первенства, но нас «подпирают» китайцы, очень сильна сербская и финская школы…
Что сейчас в ваших творческих планах?
– Сейчас у меня на пульте лежит сочинение Михаила Броннера «Восемь сонетов о любви» для баяна и камерного оркестра. Только что в Австрии вышел мой компакт диск с записью Г. Канчели «Кapote» и “Fachwerk” C.Губайдулиной. Есть некая магия чисел: в этом году 27-й фестиваль и диск у меня вышел по счету 27-й. Кстати, в конце ноября я сыграл Квинтет “Ex animo” Ефрема Подгайца с Fine arts quartet в Лондоне. Очень красивое, современное сочинение.
Самое важное для вас в момент исполнения премьеры…
– Наверное, ничего нового не скажу: это передача замысла композитора. Но иногда делаешь какие-то вещи, о которых, может быть, и сам композитор не подозревал… Поэтому мне всегда приятно, когда исполнение воплощает задуманное и композитор получает удовлетворение не только от написанного, но и от сыгранного… Мне кажется, так должно быть. Кстати, я рад, что сегодня молодые музыканты находят талантливых ровесников-композиторов и стараются тем самым стимулировать появление новых сочинений. Моим студентам, которые с удовольствием играют современную музыку, я всегда говорю: если сразу обратитесь к Шостаковичу – он не напишет. А если состоится творческий тандем двух талантов – исполнителя и композитора, то вполне вероятно один из вас станет Шостаковичем, а другой Ростроповичем! Надо всегда ставить перед собой крупные задачи.
Татьяна Эсаулова
Фотографии предоставлены пресс-службой фесстиваля