Рейтинг@Mail.ru
Вверх
с
по
 

М.А. Шарпантье: новая старинная опера

М.А. Шарпантье: новая старинная опера

17 ноября в Органном зале «Дома на Знаменке» была исполнена камерная барочная опера «Сошествие Орфея в ад» М. А. Шарпантье. До этого вечера она звучала в России лишь один раз – в рамках проекта «Барокко. Картины мира» многопрофильной компании «Арт-Центр ПЛЮС». Подробности – в материале Полины Полянской.

Познакомил русскую публику с малоизвестным ей произведением барочный консорт «Tempo Restauro» под управлением Марии Максимчук – дирижера Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, педагога Московской консерватории. Главные партии исполнили молодые артисты Томас Баум (Орфей) и Елена Епихина (Эвридика).

Консорт «Tempo restauro» специализируется на исторически информированном исполнительстве. Несмотря на то, что участники консорта работают в разных местах (театрах, оркестрах, ансамблях), коллектив имеет постоянный состав, все его исполнители являются солистами.

Заинтересовавшись новой для России музыкой, радио «Орфей» на несколько часов превратил Органный зал МССМШ имени Гнесиных в студию звукозаписи. Каждый музыкант был окружен множеством микрофонов, так что ни один звук не остался «за кадром». Теперь произведение французского композитора будет записано в отличном качестве на диск для наших современников и потомков.

Те, кому удалось занять место в зале, услышали несколько фрагментов уникальной оперы. Доцент факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, лауреат международных конкурсов и одна из солистов «Tempo Restauro» Ольга Андреевна Филиппова рассказала зрителям об особенностях музыкального стиля представленной оперы: «Это соединение элементов французского и итальянского стилей. Несмотря на принадлежность к французской культуре, Шарпантье работал у соперников королевской семьи – де Гизов. Там были приняты итальянские вкусы. Именно для их праздников написана эта опера. Партии рассчитывались на конкретных исполнителей – их пели и аристократки, и служанки, и горничные, и сам автор».

Ольга Андреевна объяснила, что в первом акте оперы выделяется французский стиль. Он связан с именем Жана-Батиста Люлли, который служил при дворе короля Людовика XIV. Оркестр Люлли под названием «24 скрипки короля» задавал моду на крупные музыкальные коллективы. Для того, чтобы музыканты играли слаженно, вместо ровных длительностей часто звучал пунктирный ритм – отсюда возникла особенность исполнения старинной музыки, актуальная и для оперы «Сошествие Орфея в ад».

Во втором акте, действие которого происходит в аду, на первый план выходит итальянский стиль. На это, в первую очередь, указывают сложные, многоголосные, камерные по составу ансамбли.  

Источник: http://gnesinka.com


← Все статьи