Рейтинг@Mail.ru
Вверх

В Сиянии храма

Третий, заключительный концерт «В сиянии храма» из цикла «Барокко. Картины мира» прошел 6 декабря в Галерее искусств Зураба Церетели. Организатором цикла стала многопрофильная компания «Арт-Центр ПЛЮС», с момента своего возникновения зарекомендовавшая себя как инициатор необычных, всегда интересных и значимых культурных проектов.

Автор идеи и руководитель проекта, генеральный директор «Арт-Центр ПЛЮС» Елена Лащенко в своем приветственном слове отметила, что «проект «Барокко. Картины мира» - это закономерный результат работы компании за несколько лет. Благодаря поддержке Департамента культуры города Москвы и включению этого проекта в программу «Открытая сцена» стало возможным подготовить и исполнить ряд уникальных программ барочной музыки, включив в современный контекст ранее не исполняемые произведения, редко звучащую музыку». Елена Виленовна поблагодарила также Галерею искусств Зураба Церетели и лично Зураба Константиновича за то, что «Картины мира» прозвучали именно на площадках Галереи, в уникальном культурном пространстве. 

В первом отделении концерта «В сиянии храма» в исполнении хорового ансамбля под управлением Владимира Красова Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова прозвучали знаменный («Приидите поклонимся…») и греческий («Достойно есть») распевы, образец строчного пения («Милость мира»), греческий православный гимн Пресвятой Богородице Святителя Нектария Эгинского, одного  из самых почитаемых в Греции святых, а также сочинения М. Березовского («Блажени яже избрал») и Д. Бортнянского (концерт для хора «Да воскреснет Бог»). 

Как известно, на Руси богослужебное пение начало развиваться вместе с принятием христианства, устроением первых храмов и переводом богослужебных книг. Греческие напевы по-своему прижились на славянской земле, приобретя большую плавность и напевность. Важен и тот факт, что знаменное пение звучало не только в церкви, но и дома. Певческая культура была широко распространена и любима, и рукописная крюковая книга бытовала во всех слоях населения. Запись мелодии знаменного распева осуществлялась с помощью специальных знаков русской церковной безлинейной музыкальной нотации – знамен или крюков. Отсюда и название пения – знаменное или крюковое. В XVII – XVIII вв. знамена постепенно вышли из употребления одновременно с переходом со знаменного пения на партесное и на пятилинейную нотацию. 

Русская Православная Церковь, следуя по пути высокой духовности и аскетики, отказалась от использования инструментальной музыки, оставив для прославления Творца инструмент, созданный Творцом, - человеческий голос. Причем, православная традиция разграничивает понятия «пение» и «музыка». В основе этого разграничения лежит ясное понятие о принципиально разных задачах музыки и пения: музыка призвана доставлять эстетическое наслаждение, цель же богослужебного пения - возводить ум к Богу.

Каждое из прозвучавших в исполнении хорового ансамбля под управлением Владимира Красова песнопений отличало свое особое настроение, свои мелодические обороты. Чтобы правильно интерпретировать эту музыку, нужно обладать и певческим, и дирижерским талантом, каким обладает Владимир Красов. Его знание природы вокала позволяет ему добиваться необходимого звучания от хора, которому  великолепно удалось передать в исполненных песнопениях разные оттенки духовных состояний человека.

Во втором отделении барочный консорт «TEMPO RESTAURO» под руководством Марии Максимчук (в составе: Людмила Фраёнова и Полина Бабенкова – барочные скрипки, Александр Гулин – виола да гамба, Ольга Филиппова – клавесин) исполнил духовные мотеты Н. Порпоры и А. Вивальди. Особенно значимым событием стали три российские премьеры – кантаты Дж. Санчеса «Pianto della Madonna» («Плач Мадонны») для контртенора и камерного ансамбля (солист Сергей Власов) и двух духовных дуэтов Н. Порпоры – «Rigate lacrimis» (солисты – Ольга Луцив-Терновская, Наталья Владимирская) «In hoc vexillo Crucis» (солисты - Елена Епихина, Ольга Луцив-Терновская). 

Дирижер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и преподаватель Московской государственной консерватории, М. Максимчук давно увлечена музыкой барокко. Эта увлеченность и привела к созданию уникального коллектива – уникального, потому что, несмотря на тот факт, что все исполнители работают в разных местах (театрах, оркестрах, ансамблях), коллектив имеет постоянный состав,  и все входящие в него исполнители являются солистами. «TEMPO RESTAURO» специализируется на исторически информированном исполнительстве. Барочные музыкальные инструменты, на которых играют музыканты, - это, главным образом, реставрированные инструменты того времени, или же изготовленные по старинным образцам современными мастерами.

Обращаясь к партитурам XVI-XVIII вв. и воссоздавая их звучание, барочный консорт «TEMPO RESTAURO» дает публике уникальную возможность погружения в музыку прошлого. В интерпретациях произведений Дж. Санчеса, Н. Порпоры и А. Вивальди хочется особенно отметить владение музыкантами консорта и солистами широким спектром средств вокальной и инструментальной выразительности, позволяющим успешно решать самые разнообразные художественные задачи. Каждый из солистов - Сергей Власов, Наталья Владимирская, Ольга Луцив-Терновская и Елена Епихина - интонировал подробно, отталкиваясь от смыслового насыщения музыки текстом, при этом, не теряя цельности формы высказывания. Умелое владение декламационной интонацией, детальная проработка каждого слова погружала слушателей в мир изысканности барочной музыки с ее терпкостью и контрастами. Бесспорно, что концерты цикла «Барокко. Картины мира» надолго останутся в памяти слушателей. 

                                                                                                           Ирина Новичкова

Фотографии Анны Лащенко