Рейтинг@Mail.ru
Вверх

«Посвящение в Музыку» в Клину

Сентябрь, первый осенний месяц, радует нас не только многоцветием роскошных красок и прозрачными солнечными днями, но и множеством событий, мощной волной накатывающих на меломанов с открытием нового сезона. В этой беспрерывной череде выделяются, конечно же, и мероприятия, связанные с началом нового учебного года в музыкальных учреждениях.

Петр Ильич Чайковский Клин

Важнейшим из них является традиционный выезд первокурсников знаменитой «Мерзляковки» (Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени Чайковского) в Мемориальный музей-заповедник П.И.Чайковского в Клину. А уж с тех пор, как в Клин для участия в церемонии посвящения в студенты стал приезжать и Госоркестр им.Е.Ф.Светланова во главе со своим художественным руководителем Владимиром Юровским, это событие превратилось в знаковое.

Сам по себе приезд в это намоленное место уже является глубоким эмоциональным переживанием – очутиться здесь, в пространстве, насквозь пропитанным особой творческой аурой, где, кажется, каждый миллиметр хранит память о великом композиторе, - мечта музыканта любого возраста. И с 1980 года эта мечта для студентов «Мерзляковки» осуществлялась ежегодно, благодаря легендарному директору колледжа Ларисе Леонидовне Артыновой, когда в начале сентября первокурсники, их старшие коллеги и классные руководители отправлялись на автобусах в подмосковный Клин, в Дом-музей Петра Ильича Чайковского. Там и проходила торжественная церемония с поздравительными речами, вручением студенческих билетов, концертом с участием старшеклассников и обязательной экскурсией по одному из лучших музеев России.

Владимир Юровский

Правда, потом наступил небольшой перерыв, но замечательная мерзляковская традиция возродилась в 2007 году, а с 2012 года эстафету подхватил всемирно известный дирижер, выпускник «Мерзляковки» Владимир Юровский. «Клин дорог каждому жителю планеты, это одно из священных мест для всех музыкантов, которое можно сравнить с домом Баха в Лейпциге, или домом, где родился Моцарт в Зальцбурге, или домом Шуберта в Вене, - заявил Владимир Юровский на пресс-конференции перед началом церемонии посвящения в студенты. – Таких мест не так много на Земле. И одно из них – это Клин. Что касается личных воспоминаний, как же это не помнить…28 лет назад нас в такой же полусолнечный день привезли сюда и посвятили в музыку, посвятили в профессию. В Музыку с большой буквы, в Профессию с большой буквы. Так что это заряд, который дается на всю жизнь». Потом маэстро признался, что, к сожалению, бывать здесь ему приходится редко, максимально раз в году, и пошутил, что именно поэтому он и «придумал историю с посвящением, чтобы просто время от времени мочь выбираться в Клин…».

Владимир Юровский Ада Айбиндер Клин

Предыдущий свой визит в это священное для каждого музыканта место Владимир Юровский запомнил особенно - тогда маэстро показали партитуру Чайковского, которой великий русский композитор пользовался как дирижер. «Это особенно ценно, и, слава богу, сейчас выходит в свет полное собрание сочинений, - сказал Юровский. – Я надеюсь, что со временем выйдут и факсимильные издания партитур, потому что для музыкантов всего мира это совершенно неоценимая помощь и источник вдохновения».

В этом году в Клин 11 сентября приехало около 160 студентов, что вполне совпадает с «контрольной цифрой приема», которую озвучили на пресс-конференции руководители колледжа. По словам Надежды Солдатиковой, заместителя директора колледжа, «мы надеемся, что приезд в Клин – ярчайшее событие в биографии студентов». Впрочем, по-другому и быть не может, ведь к участию в празднике посвящения в Музыку и Профессию маэстро Юровский привлек и Госоркестр России им.Е.Ф.Светланова, в составе которого, кстати, выступают многие выпускники прославленного учебного заведения.

А, чтобы день этот стал еще более незабываемым и праздничным, Владимир Юровский организовал два концерта – один дневной, для первокурсников, второй – вечерний, для жителей города. Каждый уникален, каждый производит неизгладимое впечатление, как, впрочем, и их программа, составленная маэстро с глубоким философским смыслом...

О просветительской деятельности Юровского-среднего ходят легенды – все знают его летний филармонический цикл «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает», фестиваль «Другое пространство», но то, как Владимир преподносит эти концерты в Клину, заслуживает особого внимания: это настоящий мастер-класс для юных коллег, проведенный маэстро с юмором, стильно и с обезоруживающей искренностью. Не говоря уже о великолепном владении материалом и тончайшем погружении в детали, важные для музыкантов.

В первом концерте, составленном почти полностью из произведений Петра Ильича, маэстро изящно, точно и ненавязчиво раскрывал студентам колледжа тайны каждого произведения, звучавшего на сцене Концертного зала Дома-музея П.И.Чайковского. Помогал ему в этом, конечно же, Госоркестр и приглашенные солисты – скрипач Иван Почекин, исполнивший Вальс-скерцо, сопрано Надежда Гулицкая с двумя песнями Офелии, и виолончелист, лауреат II премии XV Конкурса Чайковского Александр Рамм, погрузивший притихший от восторга зал в Пеццо каприччиозо. Ну, а сам оркестр под управлением Юровского сыграл чудеснейшие «Сны ребенка» и – на десерт – брызжущие юмором сцены из «Мещанина во дворянстве» Рихарда Штрауса.  

Штраусом же и открылся вечерний концерт для жителей Клина – это были «Метаморфозы», этюд для 23-х солирующих струнных инструментов. Произведение, исполнявшееся музыкантами стоя, настолько потрясло всех присутствующих в зале своей напряженной сдержанностью, мощной энергетикой, чем-то неуловимо трагичным и одновременно светлым, что следующий номер программы – ария Моцарта Vorrei spiegarvi, oh Dio в исполнении Надежды Гулицкой – показался немного тускловатым.

Впрочем, во втором отделении концерта Надежда продемонстрировала совсем другое владение голосом – и виртуозное исполнение арии Цербинетты из «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса заворожило зал. Вот тут-то Надежда и блеснула отточенной вокальной техникой, легко играя голосом в сложнейших колоратурах, при этом не забывая и про эмоциональный фон образа, доставив публике изысканное удовольствие.

После такого вкусного вступления в «ужин» - а на вечер подали того же штраусовского «Мещанина во дворянстве», но уже в полном виде - оставалось только с наслаждением внимать сюите из девяти частей, исполненной Госоркестром сочно и виртуозно, а комментарии маэстро Юровского в паузах между частями воспринимались как увлекательнейшая история. Что и говорить, рассказчик он не менее великолепный, чем дирижер…

И после вечернего концерта, и вообще после целого дня, проведенного в этом чудесном месте, возникало ощущение приятного эмоционального наполнения, как бывает после общения с, не побоюсь этого слова, выдающимися личностями. Безусловно, личность Юровского-дирижера, Юровского-просветителя, Юровского-человека не может оставить  равнодушным никого. И то, что он делает – заслуживает особого восхищения и уважения.

Кстати, на пресс-конференции Владимир, перед тем, как умчаться на репетицию, кратко озвучил планы Госоркестра на следующий сезон. «Грядет юбилей: следующий, 2016-ый год – юбилейный для оркестра, ему исполнится 80 лет, - напомнил он журналистам. – Хотя юбилейным считается сезон 2016-17, мы начнем празднование уже в 2016-м году, и у меня была такая идея, правда, не знаю, насколько удастся ее осуществить, что к 80 годам Госоркестра мы исполним 80 премьер, новых сочинений в основном отечественных композиторов, специально для нас написанных».

ГАСО Юровский

Ну, а сейчас в преддверии столь почетной даты Госоркестр продолжает развивать просветительское направление своей деятельности: в этом сезоне публику ждет много современной музыки, премьер, никогда не исполнявшихся в России. Впрочем, зная неукротимое стремление Владимира к совершенству, потрясающую силу воли и неравнодушный характер, верим, что так и будет.

Ирина Шымчак

Фото автора

Москва-Клин