Рейтинг@Mail.ru
Вверх

10 самых примечательных концертных залов мира


10 самых примечательных концертных залов мира

Самый старый, самый открытый, самый блестящий и другие удивительные залы, которые стоит увидеть и в которых стоит послушать музыку.

Словари определяют концертный зал как «специально оборудованное и акустически приспособленное помещение для проведения публичных концертов». Но помимо оборудования и приспособлений у многих концертных залов есть своя уникальная история и удивительная архитектура. Forbes выбрал 10 самых примечательных концертных залов.

Holywell music room (Оксфорд, Великобритания)

Архитектор: Томас Кэмплин (1748)

Первое в Европе здание концертного зала было создано для нужд четырех музыкальных обществ при музыкальном факультете Оксфордского университета, в которые входили профессора факультета музыки, горожане-любители, профессиональные певчие церковных хоров и студенты разных колледжей. Деньги на строительство собраны из пожертвований в общественный фонд: первыми вкладчиками были профессора факультета музыки университета, а вице-ректор колледжа St. Edmund Hall Томас Кэмплин выступил в роли архитектора.

С 1836 года в здании проводились, кроме концертов, также аукционы и выставки. С 1870-го он — репетиционная и концертная площадка Оксфордского филармонического общества, с 1910 года — концертная площадка Музыкального союза Оксфордского университета. В 1960-м зал реконструировали и передали Wadham College.

В старинном камерном зале на 400 мест с 1986 года почти каждое воскресенье проводятся утренние Oxford Coffee Concerts. Название восходит к традиции середины XVIII века, когда билет на концерт обеспечивал слушателю бесплатную чашку кофе после концерта в ближайших двух–трех кофейнях. В них же, кстати, можно было приобрести билеты и на другие концерты.

Radio City Music Hall (Нью-Йорк, США)

Архитектор: Эдвард Стоун

Зал на 5930 человек располагается на 10-11 этажах одного из небоскребов Рокфеллер-центра на Манхэттене. Здание поначалу называлось Radio-City: на первых девяти этажах находились офисы и студии Радиовещательной корпорации Америки, а позже — NBC. В 1978 году небоскреб в стиле ар-деко объявлен национальной достопримечательностью, а в 1999 году — существенно перестроен.

Большая сцена Radio City (44 м в ширину и 20 м в глубину) разработана инженером Питером Кларком как система платформ, поднимаемых и опускаемых четырьмя специальными сценическими лифтами, один из которых поднимает всю оркестровую площадку. Конструкция гидравлики этих подъемников была одним из военных секретов США: она использовалась на авианосцах времен Второй Мировой войны.

В Радио-сити впервые в истории концертных залов применен принцип «тотальной подзвучки». В портал, рампу и под потолок сцены установлены 48 микрофонов (к которым при необходимости можно добавить еще 72), а в сегменты потолка — вплоть до задней стены — встроены узконаправленные акустические системы. Кроме того, это первый зал, еще на стадии проекта просчитанный для проведения прямых трансляций: Radio City Music Hall известен как место проведения церемоний Grammy Awards и MTV Video Music Awards.

Berliner Philharmonie (Берлин, Германия)

Архитектор: Ханс Шарун (1963)

Berliner Philharmonie расположен на площади Кемперплатц в берлинском районе Тиргартен. Созданный специально для симфонического оркестра Berliner Philharmoniker, с момента открытия и на долгие годы он стал образцом симфонического зала новейшего времени. Модель Philharmonie со сценой в центре зала лежит в основе, например, лейпцигского Гевандхауза, зала Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, оперы Сиднея и Московского международного дома музыки.

Зал неправильной пятиугольной формы, с центральным расположением эстрады; из 2218 слушательских мест 250 находятся позади сцены и 120 — на самой сцене. Инженеры-акустики Лотар Кремер и Иоахим Нутч придумали новаторскую схему рассадки слушателей — блоками, каждый из которых располагается в зоне прямого звука. В проектировании принимал непосредственное участие художественный руководитель и дирижер Philharmoniker Герберт фон Караян. Здание, обшитое в конце 1970-х золотым пластиком, немного смахивает на цирк-шапито, и берлинцы иногда называют его «цирком Караяна».

В 2008 году Берлинская филармония открыла первый в мире цифровой концертный зал, в котором пользователи интернета могут в реальном времени  смотреть и слушать концерты. Цена виртуального билета — около €10.

Sydney Opera House (Сидней, Австралия)

Архитектор: Йорн Утзон (1973)

Узнаваемые с первого же взгляда «паруса» в гавани Беннелонг-пойнт — символ Сиднея. Здание, выдающееся на платформе в залив, опирается на 580 свай, опущенных в воду на глубину почти 25 метров, и включает в себя собственно оперную сцену (1507 мест), два концертных зала (2670 и 210 мест), зал для перформансов, драматическую сцену и зал звукозаписи. Кровля покрыта привезенной в свое время из Дании плиткой; ее идеально ровная поверхность — излюбленное место для регулярных необычных световых шоу.

Сиднейская опера открылась оперой Сергея Прокофьева «Война и мир». Любопытна конструкция кровли театра: все фрагменты, из которых собраны «паруса» — это фрагменты одного-единственного шара диаметром 147 метров. Кровля построена на технологиях «перекрытия-оболочки», разработанной русским инженером Владимиром Шуховым еще в 1896 году. Такие оболочки чрезвычайно сложны в расчетах, что и сказалось на ходе строительства Сидейской оперы. Ее возводили 10 лет, а в 2009 году в ходе реконструкции все конструкции кровли были пересчитаны на компьютерах и усилены. Попутно была модернизирована и акустика залов.

Kammermusiksaal mit Beethovenarchiv (Бонн, Германия)

Архитектор: Томас ван ден Валентин (1989)

Зал для исполнения камерной музыки входит в комплекс Мемориального Дома-музея Людвига Ван Бетховена в Бонне. В состав музея входит дом на Боннгассе, 20, где родился Бетховен, а также несколько соседних зданий, где располагаются научно-исследовательский Архив Бетховена, библиотека, издательский центр и концертный зал. Зал возведен к столетию Ассоциации Дома Бетховена, которая с 1890-х организует концерты камерной музыки и ежегодный Бетховенский фестиваль.

Небольшой — всего на 199 мест — концертный зал спроектирован почти строго по рецептам построенного Андреа Палладио в Виченце театра «Олимпико» (1585 год), с таким же чуть эллипсоидным амфитеатром «римского профиля», но уже с поправками на современную управляемую акустику. Интересно, что зал не имеет задней стены, а отделен от вестибюля лишь рядом колонн.

Benedict Music Tent (Аспен, США)

Архитектор: Гарри Тигу (2000)

Benedict Music Tent находится в городе Аспен, в долине Roaring Fork (штат Колорадо), известном своим горнолыжным курортом. В предгорьях с 1949 года ежегодно проходит также музыкальный фестиваль и летняя школа, специально для которых архитекторы Эро Сааринен и Херберт Байер в начале 1950-х соорудили Тент — концертный зал в форме огромной палатки с прямым выходом в дикую природу.

К середине 1990-х конструкция несколько обветшала, а акустика потребовала серьезной модернизации. В 2000 году полностью реконструированный архитектором Гарри Тигу новый Тент на 2050 мест принял первых слушателей летних концертов фестиваля. Они могут располагаться внутри на длинных скамьях или слушать, сидя на окружающей зал поляне (в непогоду стенные проемы перекрываются специальными жалюзи).

Сцена Тента окружена отражающими «акустическими зеркалами», изготовленными из углепластика. Купол из покрытого тефлоном стекловолокна (из него же сделаны покрытия главного терминала аэропорта в Далласе) растянут стальными тросами; натяжение Тента выдерживает нагрузку снега в 460 кг на квадратный метр.

Walt Disney Hall (Лос-Анджелес, США)

Архитектор: Фрэнк Гери (2003)

У истоков проекта стояла вдова Уолта Диснея — Лилиан: в 1987 году она пожертвовала на создание нового концертного зала $50 млн. Архитектор Фрэнк Гери спроектировал необычное асимметричное здание, покрытое листами нержавеющей стали. С этим покрытием вышел казус. В 2004 году часть поверхностей была обработана пескоструйными машинами, чтобы уменьшить отражающий эффект: блики в солнечную погоду стали раздражать не только жителей домов по соседству, но и автомобилистов.

Большой зал Walt Disney Hall рассчитан на 2265 мест и спроектирован «по мотивам» Берлинской филармонии. Он имеет систему управляемой, или трансформируемой акустики зала, рассчитанной японским проектировщиком-акустиком Ясухицу Тойота, который считается одним из ведущих специалистов в архитектурной акустике (впоследствии именно он проектировал акустику Концертного зала Мариинского театра).

Walt Disney Hall входит в состав Музыкального центра округа Лос-Анджелес и является постоянной резиденцией филармонического оркестра Лос-Анджелеса. Зал открыт для посещений в любое время, и для всех желающих организуются специальные двухчасовые экскурсии по зданию.

Auditorio de Tenerife (Санта-Крус-де-Тенерифе, Канарские острова, Испания)

Архитектор: Сантьяго Калатрава (2003)

В южной части порта столицы Канарских островов, неподалёку от Морского парка Сезара Манрике, на авеню Конституции рядом с башнями-близнецами Торрес-де-Санта-Круз стоит Аудитория — концертный зал в стиле «био-тек», с большой террасой с видом на Атлантический океан. В зависимости от угла зрения здание напоминает то парус, то крыло, то глаз, то волну (крыша нависает над куполом Большого зала на высоте 58 метров). Его очертания стали одним из символов острова Тенерифе и Канарских островов в целом.

С января 2011 года Аудитория носит имя бывшего Президента Канарских островов Адана Мартина Менеса. Аудитория — постоянное место жительства Симфонического оркестра Тенерифе. В стенах большого зала на 1700 мест проходит оперный фестиваль, фестивали Atlantic Jazz и Tenerife Danza. А малый зал на 400 мест примечателен своей системой распределения звука с помощью встроенных в стены и купол управляемых панелей, которую разработал инженер-акустик Альберт Бланкфорт.

Niemeyer Auditorium (Равелло, Италия)

АрхитекторОскар Нимейер (2010)

Год назад в итальянском курортном городке Равелло на террасе над морским берегом появился новый концертный зал. Крытую площадку на 400 мест для старейшего в Италии и весьма престижного Festival Internazionale di Musica за 70 дней спроектировал старейшина архитектурного цеха Оскар Нимейер (в этом декабре ему исполняется 104 года). Это удивительное белое здание, нависающее террасой фойе над морем, уже стало необычным и выразительным отличительным знаком Равелло.

Необычно внутреннее решение концертного зала, чьи внешние очертания схожи с корпусом мандолины. «Задником» для сцены является окно юго-восточного фасада, выходящее на море. Архитектор всячески подчеркивал, что слушатель обязательно должен во время концерта видеть мерцание воды.

Guangzhou Opera House (Гуанчжоу, Китай)

Архитектор: Заха Хадид (2010)

Открывшаяся в мае 2010 года опера Гуанчжоу стоит на берегу реки Чжуцзян — Жемчужной реки, и горожане называют этот комплекс «две гальки». Этот образ и хотела создать Заха Хадид, проектируя разделенные речным руслом два зала — один серого, другой черного гранита. Они покрыты, как сетью, стеклометаллической накидкой, под которой скрываются фойе и кафе. Интересно, что практически все строительные работы высочайшей степени сложности выполнили китайские специалисты.

Акустику большого зала на 1800 мест (малый имеет всего 400) разработал новозеландец Гарольд Маршалл. Сам зал асимметричен и имеет очень необычные, текучие очертания. Здесь проходят регулярные оперные представления и фестиваль мюзиклов, выступают симфонические оркестры и даются балетные представления.

Источник фото и информации: http://andrei-stoliar.ru/


← Все статьи